На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

"ЛАМПА АЛЛАДИНА"!

  Однажды,на рыбалке,когда уже вечерело,на противоположный берег Урала подрулил "Москвичок". Вышедший из него дедулька,стал распаковывать свои пожитки,явно настраиваясь на ночную рыбалку. Я же,с напарником, готовили ужин. Щучка,жареная,под лучком, да на берегу, да у костерка...!!! Не вам рассказывать, вы и сами знаете !

!! Одним словом, заняты,хлопот,как говорится,полный рот,в смысле, слюны. Да что там говорить,проголодались как щука,после смены зубов !!! Сумерки,тем временем,перешли в густую,плотную черноту,костёр же, обострял ощущения.

И вдруг,с противоположного берега, ударил, яркий, белый, луч ! Метнулся из стороны в сторону и лёг на воду, "лунной дорожкой",от берега,до берега.

-Похоже,дедуля,включил лампу-фару,или галогеновый прожектор,- отметил мой товарищ. Проходит немного времени, у противоположного берега раздаются громкие шлепки по воде, на "лунной дорожке" рябь. Мы разом заёрзали на стульчиках,вытягивая шеи и вслушиваясь, в столь милые,сердцу,звуки ! Ошибиться невозможно, ДЕД ВЫВАЖИВАЕТ РЫБУ !!! И...,похоже, ЛЕЩА !!! Шлепки частые , звонкие, словно ладонью по воде.  Череда шлепков раздавалась с завидной периодичностью,с интервалами,не более 10-ти.минут. Минул час, другой, и,что любопытно, "лунная дорожка", словно живая,то слегка пригаснет,то вновь засверкает на полную мощь.

-Не щадит дед аккумулятор,- мелькнула мысль. И, в эту же секунду товарищ произносит:-Как же дедуля,завтра,заводиться будет !

Не зря говорят:"У рыбаков мысли сходятся !"

Утро. Слегка перекусив и подкачав лодки,выходим на воду. Дедуля на берегу,пакуется. Толи рано встал,толи совсем не ложился. Любопытство распирает меня, не выдержал,кричу:-Отец, машину то заведёшь, может подтолкнуть надо?

-Отчего же не заведу? Не подводила,пока!

-Аккумулятор же всю ночь на фару работал,небось разрядился ?!

-Ах,вон оно что! Да нет же,у меня КАРБИДКА !!! При этом слове у меня ёкнуло сердце. Ещё мальчишкой я читал рассказы о шахтёрах,спелеологах,видел фильмы, на эту тематику и, меня всегда интересовало,как же устроен этот,чудо,агрегат, "карбидка"? А сегодня,ночью,я воочию наблюдал этот,альтернативый, источник света. И какого света !!!  Один секунд, и я на том берегу.

-Отец, прости за любопытство,покажи "Лампу Алладина",- слетело с моего языка. С тех пор,именно так, я и называю " карбидку"!

Приехав с рыбалки,я изготовил чертежи, подобрал материалы (обрезки труб) и, прихватив Российскую "валюту",помчался к знакомому токарю.

Пять лет, верой и правдой,служит мне это изделие ! На горсти карбида,она работает всю ночь,отдавая свет,по яркости,сравнимый с "ксеноном". Если еду на природу с одной ночёвкой и ночью не рыбачу,использую аккумулятор,для освещения. Если же еду на несколько ночей,а уж тем более,с ночной рыбалкой, без "карбидки"- НИ,НИ !!!

Кто-то скажет:"Прошлый век!" Да нет же !!! Посмотрите,сколько газовых светильников предлагается на прилавках магазинов. Посмотрите на цену !!! На красивое,но,уж очень нежное устройство. Да и за газом,в разовых баллончиках,ещё побегать надо! А тут,конструкция не убиваемая,ломаться то нечему ! Отдал, около, 200рублей за 5 кило, фасованного, карбида (брал в магазине сварочного оборудования) и, пользуюсь им не один сезон. В герметичной упакове, сей продукт,храниться без потерь!

Но главное, есть возможность проявить себя и, что-то изготовить своими руками, доработать,усовершенствовать,изменить на свой вкус и взгляд ! Ну не отдавать же всё на откуп китайцам???!!! Не перевелись ещё мужики на Руси !!!

ПОСМОТРИТЕ ! РАССУДИТЕ !

КОМПЛЕКТУЮЩИЕ "ЛАМПЫ АЛЛАДИНА" :бачок под карбид, с газоотводной трубкой и жиклёром на конце; бочок под воду; игла,запорного, клапана; резиновое,уплотнительное,кольцо; пенал,с принадлежностями;отражатель.

БАЧОК ПОД КАРБИД :корпус - труба, диам. 102мм.,длинной 110мм.; дно - пятак, толщиной 5мм.,приварен; крышка - пятак,толщиной 5мм.,приварен, имеет горловину,толщиной 12мм.,из них 3мм.выступают наружу, ширина горловины 60мм.,в горловине нарезана резьба М42*1,75; к верхней части корпуса приварена трубка(входит в корпус на 10мм.),диаметр трубки 14мм.,наружный, внутренний - 6мм., длинна трубки 200мм., внешний конец трубки завальцован (на токарном станке) до внутреннего диаметра 3,3мм. и в нём нарезана резьба М4, длинной 10мм., на выходе резьбы выбран конус (сверлом 6-6,5мм.,на глубину 1-1,5мм.),для уплотнителя (асбестовая нить);в резьбу вкручивается жиклёр,изготовленный из латунного болтика М4, с шестигранной головкой, болтик,со стороны резьбы,соосно,просверлен сверлом 1,5-1,8мм.,до выхода из головки болтика остаётся 0,5мм.,в отверстие болтика вставляется самая тонкая игла (не китайская!),на которую,предварительно,одет кусочек кембрика(ПВХ изоляции,снятой с провода),игла с кембриком плотно входит в отверстие болтика, игла обламывается так, чтобы из болтика торчал конец 5-7мм.,уперев головку болтика в плотную деревяшку,свинцовую пластину...,наносим лёгкий удар,маленьким молоточком,по игле,должен показаться кончик иглы,не более !!!Вынув иглу с кембриком,шлифуем торец головки. Отверстие в жиклёре должно быть диаметром 0,2-0,3мм. Готовые жиклёры, с необходимыми параметрами, разыскать,мне, не удалось. Вкрутив жиклёр на 4/5 длинны резьбы,на оставшуюся резьбу наматываем асбестовую нить и вкручиваем жиклёр до конца, добиваясь надёжного уплотнения.

 

БАЧОК ПОД ВОДУ (вид снизу) :корпус - труба, диам. 76мм., длинной 65мм., дно-пятак, приварен, толщиной 5мм., имеет шейку с резьбой М42*1,75, длинной  18мм.,внутри шейки выборка (для облегчения),диам 25мм. и глубиной 18мм.,по центру выборки сквозное отверстие диам 5мм.(для поступления воды).Уплотнительное кольцом -резина, внеш.диам. 60мм.,внутр.диам 40мм., толщина 7мм. Под кольцо, на шейке,выборка, до диам,40мм.,шириной 7мм.

БАЧОК ПОД ВОДУ (вид сверху): крышка-пятак толщиной 5мм., приварен, горловина диам. 25мм.,высотой 3мм., в горловине резьба М16*1,5 , длинной 8мм.,под иглу,запорного,клапана, с боку,в крышке,просверлено отверстие диам 5мм., для заполнения бачка водой; игла - латунь, конус 35-40 градусов,шейка диам. 12мм.,длинной 40мм.,резьба М16*1,5 , длинной 40мм.,головка диам. 20мм., длинной 20мм.,общая длинна 110мм. В головке,радиально,просверлено отверстие диам.5мм., в него вставлено кольцо из нержавейки диам. 4мм.(электрод), для удобства работы с клапаном, и переноски лампы.

"Карбидка" на природе ! Отработала всю ночь, 9 часов утра, часа три вода не добавлялась, давление газа,никакое, а она не желает гаснуть ! Режим не желательный, маленькое коптящее пламя, сильно мажется отражатель. Хотелось посмотреть,сколько она протянет без воды, но не дождался,пришлось погасить.

КАК ЖЕ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СИМ АГРЕГАТОМ: в нижний бачок закладывается горсть карбида, накручивается верхний бачок с уплотнительным кольцом, до упора вворачивается игла (отверстие перекрыто), набирается вода (можно просто погрузить лампу в воду), через отверстие в крышке, одевается отражатель на трубку (у меня в отражателе впрессована резиновая втулка). Лампа устанавливается,по возможности,на ровную поверхность, на 1/4-1/2 оборота откручивается игла,на 3-5 сек.,и тут же закручивается ( при первых пробах,навык запуска быстро отработается),должно появиться,лёгкое,шипение ,небольшая выдержка 10-15сек.(для вытеснения воздуха из бачка), и подносим огонёк к жиклёру. Пламя ровное,ослепительно яркое, диам. около 5мм. и длинной 30-40мм.Перемещая отражатель по трубке,фокусируем луч до требуемого диаметра. Чем не "ксенон" !!! Через некоторое время, 15-20мин.,но может и более (зависит от диам.отверстия в жиклёре и ёмкости, карбидного, бачка),пламя начнёт спадать(плавно,постепенно),вновь приоткроем иглу,процесс повториться. При определённом навыке,иглу приоткрываем периодически,не дожидаясь спадения пламени ! ЧТО ВАЖНО - не переборщить воды !!! Почему? Во первых, поднимется давление,выше необходимого и пламя будет, просто, срываться. Во вторых, в бачке появятся пузыри, пена,поднимутся шлаки, которые могут попасть в трубку и закупорить жиклёр. ЛУЧШЕ НЕМНОГО НЕДОЛИТЬ,ЧЕМ ПЕРЕЛИТЬ! Других заморочек не наблюдается. К слову сказать,у меня ни разу жиклёр не забивался,но срыв пламени бывал,по первой. Аккуратное обращение, и будет только радость и удовольствие. Наверно излишне говорить,что бачки,особливо карбидный,должны быть тщательно проварены и не скупитесь на толщину стенок. После сварки,соберите лампу,закройте клапан,вместо жиклёра вверните трубочку,подсоедините шланг насоса,опустите лампу в воду и накачайте воздуха,сколько не жалко!!! Если не будет пузырьков,испытание успешно завершено! Обработайте детали наждачкой, покрасьте и..., ДА БУДЕТ ВАМ УДАЧА !!! ВНИМАНИЕ!!! Умельцам,повторившим "карбидку",посвящается!!! Усвоив, РУЧНОЕ, цыклическое управление сим агрегатом,торжественно переводим "карбидку" в АВТОМАТИЧЕСКИЙ режим горения!!! Сам процесс похож на регулировку карбюратора,на "холостые обороты". Необходимо учитывать,что реакция (отклик) на регулировку сильно запаздывает и чем тоньше регулировка,тем длительнее запаздывание (около 30сек) сказывается инерционность системы (капля воды+карбид= ацетилен). АВТОМАТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ ГОРЕНИЯ: после розжига лампы (см.выше), клапан плотно прикрыт, убедившись в равномерном,ровном горении, приоткрываем клапан настолько, чтобы вода могла просачиваться, в образовавшийся зазор,но газ не выходил. Вода,за счёт смачиваемости, капиллярных свойств,будет проникать внутрь карбидного бачка, собираться в каплю и падать на карбид. Шириной зазора в клапане, регулируется: количество капель воды в единицу времени,количество образующегося ацетилена, давление газа в бачке, величина язычка пламени и, как результат,яркость лампы! Регулировку нужно прочувствовать,экспериментально. Сказать,1/8-1/12 оборота иглы,быдет достаточно, не могу!!! Много факторов влияет на этот процесс: шаг резьбы иглы, конусность иглы,прилегающие поверхности иглы и "седла" иглы. В каждом,конкретном случае, регулировка будет своя. Когда процесс отработан, на игле и на шейке водяного бачка можно поставить риски (одну на головке иглы и две-три на шейке бачка),совпадение,которых,будет соответствовать двум-трём режимам,автогорения. Со временем,игла и "седло" будут подрабатываться и риски смещаться, но не беда, к этому времени и ваши руки будут действовать автоматически. И ещё одна подсказка, с лёгкой руки Сергея Шароватова,владельца, уникального,карбидного фонаря,я бы назвал его - "МАЯЧОК" !!! Сергей советует: если карбид, помещая в бачок лампы,завернуть во влажную(хорошо отжатую) тряпочку,или мешочек, легче будет очищать лампу,равномернее будет реакция карбида,шлаки не будут "гулять" по бачку, вероятность засорения жиклёра,мизерная. УДАЧИ !!!

 

 

 

 

Картина дня

наверх