Эта рыбалка была второй за этот день. С утра поехали с отцом в Стукалову Балку. Там, по рассказам рыбаков брал карась. Поехали уже часов в восемь утра, потому что с утра на мотоцикле уже ехать прохладно, на календаре был конец сентября. Снасти у нас были самые обычные, удилища северодонецкой фабрики-5 метровые стеклопластики, правда, у меня стояла безинерционка, для заброса подальше, а у бати обыкновенный "краб", были такие катушки раньше.
В качестве насадки взяли с собой червей и хлеба в виде "тормозка" с салом и вареными яйцами, ну еще по паре помидор прихватили.Приехав на место, рыбаков не увидели, видно разошлись уже. Выбрали себе место на дамбе, возле камыша, с глубиной метра 4., Прикормили макухой и, насадив червей на крючки, закинули снасти. Первая поклевка произошла у отца. Поплавок резво побежал по воде и утонул. Подсечка - и окунек грамм на 100 затрепыхался на крючке. Посадив "счастливца" в садок, отец закинул снова, поменяв червя на крючке. Спустя минуту ожил и мой поплавок, сначала притонув немного, а затем пошел в сторону, погружаясь в глубину. Подсечка, и очередной окунь у меня в руках. Так продолжалось минут тридцать, мы с переменным успехов извлекали из воды окуней, самый крупный из которых потянул граммов на 200. Поймав десятка два с половиной полосатиков, решили попробовать ловить на хлебный мякиш, но, видно, этот день был не карасиный. Нам так и не удалось поймать ни одного. Вообще-то Стукалова балка очень своеобразный водоем. Рыбы в нем много, но рыбалка происхолит на "выжидаловку", кто кого пересидит. Здесь обитает карп, сазан, карась, красноперка, окунь, верховка, а местные говорили, что и судачок есть. Но ничего из этого разнообразия в этот день не клевало больше, как мы не ухищрялись, меняли и глубину и место, результат был один-ноль.
Позже я понял,что клев тут происходит очень своеобразно, во время прохождения стада коров, рано утром, когда гонят коров на пастбище, днем, когда стадо пригоняют на водопой и вечером, когда гонят коров домой. Наиболее активный клев днем, когда коровы заходят в воду и пьют из озера. Тогда сазан и карп подходят почти к самому берегу, что видно по камышам. В это время очень успешна была ловля на плавающую корочку хлеба, но для этого понимания пришлось потратить несколько недель наблюдений. Позже я попробую описать этот способ ловли в камышах.
Вот тут- то я и предложил отцу поехать на ставок в третьей балке, который служил совхозу им. 8 Марта емкостью для полива полей.
Водоем этот имел размеры примерно 150 на 50 метров и со всех сторон был укреплен плитами ,уложенными под углом градусов 20 и глубиной посередине метра 2,5. Одно время здесь даже запускали сазана, карпа и толстолоба для откорма, естественно ловить тогда было запрещено. Там же водился и крупный карась, до 1 кг и выше. Воду в него закачивали почти каждый день, насос стоял на берегу, рядом с будкой сторожа.
Приехав на место мы осмотрелись, насоса уже не было, видно уже сняли, да и на берегу никого не было. Решили немного покидать снасти, так сказать, проверить, есть ли здесь рыба или нет. Я потихоньку по стыку плит спустился к воде, отец же спускаться не стал, а выбрал себе место на раме насоса. Прикормив немного макухой понравившееся мне окно в водорослях, я сел на пятую точку на эти самые плиты. Солнышко было уже высоко и довольно чувствительно припекало, но на этом берегу, где мы обосновались с отцом , деревьев не было и конечно никакой тени. Ну что ж, пришлось терпеть.
Насадив червя на крючок, сделал заброс в окно и стал ждать, покуривая сигарету. Батя тоже застыл над своей снастью, пуская дым над головой. Но, видно, караси в этот день обьявили нам полный бойкот, за полчаса ни одной поклевки у обоих. Тогда я решил закинуть на хлеб и, вытащив уже замершего на крючке червя, снял его и насадил катышек хлеба. Закинув в то же место стал ломать голову, почему нет клева, вроде бы еще и не осень, тепло, самое карасиное время, жирок нагуливать, но нет, что-то не то, не хотел он брать в этот день. Отец предложил мотать снасти, на что я ответил согласием, вытаскивая крючок из воды. Хлеба на нем не оказалось! Поклевки я не заметил. Решил закинуть еще разок, насадив новый катышек хлеба, сделал заброс. Поплавок никак не хотел становится вертикально, а упрямо лежал на воде боком. Попал на траву, - решил я и с досады сделал подсечку! Вот тут-то все и началось! Удилище согнулось в дугу, какая- то неведомая сила пыталась выдернуть у меня его из рук , фрикцион трещал, сбрасывая метры лески и не давая слабину рыбе.
Я встал во весь рост на плитах, высматривая добычу в воде. Метрах в десяти от меня что-то бесновалось в воде, пытаясь порвать леску. Я начал потихоньку крутить ручку катушки, умеряя пыл соперника. Тут отец подоспел с подсаком, но до рыбы было еще далеко, сазан пошел по дуге влево. Я наклонил удилище вправо, поставив его параллельно воде, таким образом разворачивая рыбу в другую сторону, утомляя ее. Неужели толстолобик, мелькнула мысль, когда рыба развернувшись в другую сторону подставила солнцу свой бок. Тот солидно блеснул в воде, - хорош экземпляр! Борьба продолжалась уже минут шесть, а может и все 10? Для меня оно вроде как совсем остановилось. По берегу бегал отец, давая мне советы, но разве их было слышно? Мир для меня сузился до десяти метров, в которых билась рыба, потихоньку начиная уставать. Рывки ее стали помягче и амплитуда движений начала суживаться. Потихоньку начал новую подмотку и рыба уступила, пошла к берегу. "Надо дать ей глотнуть воздуха!" - услышал я батин голос. Аккуратно, без рывков произвожу подмотку...
Вот уже рыба в пределах видимости-сазан! Махнув хвостом, пытается уйти в глубину, но я поднимаю удочку почти вертикально, смягчая рывки удилищем. Это помогает и я поворачиваю голову к отцу и говорю - "Подсак дай!".
Отец пускает подсак по плитам ко мне и тот ползет под своим весом вниз. Держа в занемевшей правой руке удочку, левой ловлю подсак и опускаю его в воду, навожу сазана на подсак, пытаюсь завести его в сетку. Тот делает последний рывок, стараясь уйти в спасительную глубину, но, нет....
Силы ему изменяют и, глотнув воздуха, он послушно идет в сетку. Левая рука поднимает немного вверх и тянет сазана по воде на себя. Я немного поворачиваю голову к отцу, улыбаясь и чувствую, как моя правая нога начинает скользить по плите вниз! Секунда, - и я воде по грудь, в одной руке удочка, в другой подсак с сазаном! Вот это номер! До отца метра 2,5; он на плиты не полезет, потому что окажется рядом со мной. Сазана я не выкину, не хватит сил, да и как его выкинешь с подсаком вместе? Даю отцу конец удочки -"Тяни!"
Тот говорит:
- склад может выскочить, щас я проволоку принесу, около меня валялась. Выбрасываю удочку на берег, чтобы схватиться одной рукой за проволоку.
Батя кричит:
-А где твои документы?
-В кармане говорю, и с ужасом вспоминаю о боковом кармане, где те лежат.Перехватываю подсак с злополучным сазаном в другую руку и достаю свои права, благо, что они в бумажнике, а тот плотный кожаный. Кажись не сильно подмокли....
Выкидываю их на берег и хватаюсь за проволоку, кинутую мне отцом. Благополучно выбираюсь из воды с сазаном в подсаке и тут нас разбирает смех! Хороша картина: с меня стекает вода образуя лужу вокруг, я стою с шальными глазами и сазан в подсаке трепещется, да какой! - Килограмм пять, не меньше! Вот это трофей!
Отец проверяет состояние документов, а я тем временем раздеваюсь до трусов, благо погодка солнечная сегодня. Права я немного продмочил, но, ничего страшного, даже печать не поплыла, так что кроме водных процедур, ничего страшного не случилось.Разложив одежду на плиты, мы посидели еще с часок на берегу, загорая и наслаждаясь осенним солнышком, пока одежда не просохла. Рядом лежал сазан, шевеля жабрами и потихоньку засыпая, боровшийся честно и до конца. Приехав домой, взвесили трофей, оказалось-5,200. Вот такой подарок приподнесла нам осень.
Сентябрь 1985г.
Перепечатка и публикация на других сайтах разрешается только с согласия автора. Ссылка на сайт "Копилка рыбацкого опыта" обязательна.